fbpx
8 800 1000 759
ГлавнаяБизнесПросто о сложном: что такое маркетинг, какие у него задачи и как узнать о нём больше
Обратный звонок Версия для печати

Просто о сложном: что такое маркетинг, какие у него задачи и как узнать о нём больше

Разбираем что такое маркетинг и какие у него задачи и цели

Маркетинг — базовая функция бизнеса наравне с производством. Также это обширная область знаний. О маркетинге написано много книг и статей, и в них можно встретить множество разных определений термина.

Что такое маркетинг и зачем он нужен

Простыми словами маркетинг — это продвижение продуктов. Главные задачи маркетинга — понять, чего хотят потребители, как удовлетворить их потребности, и продать им продукт, чтобы получить прибыль.

Определений маркетинга больше двух тысяч, это — обобщённое. Приведём ещё два. Американский экономист и маркетолог Филип Котлер в книге «Основы маркетинга» пишет: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Американская ассоциация маркетинга даёт следующее определение: «Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

Маркетинг — базовая функция бизнеса, совокупность множества процессов. В то же время это научная дисциплина, которую преподают в вузах и бизнес-школах. Внутри неё много концепций, инструментов и методов.

В разных процессах маркетинга участвуют разные специалисты — от контекстологовдо копирайтеров. Но отвечают за всё маркетологи. В небольших компаниях может быть один маркетолог, который руководит подрядчиками и делает часть работы сам. В крупных компаниях может быть штат маркетологов — ими руководит директор по маркетингу.

Функции и задачи маркетинга

Часто маркетинг ассоциируют только с продажами. На самом деле он намного шире.

В учебниках выделяют четыре функции маркетинга. Это теоретическая классификация, но с её помощью можно понять, чем занимаются маркетологи на самом деле. Вот эти функции:

  • Аналитическая. Маркетологи изучают конкурентов компании, целевую аудиторию продукта и её поведение. Они пытаются понять, что важно для потребителей. Для этого они используют разные методы. Например, веб-аналитику, сквозную аналитику, исследования с большими объёмами данных. Или более простые методы — опросы представителей целевой аудитории.
  • Производственная.  Благодаря анализу маркетолог понимает, чего клиенты ждут от продукта, и определяет, каким должен быть продукт, чтобы он соответствовал ожиданиям потребителей и мог конкурировать с другими. Например, при разработке приложения маркетолог рассказывает, какие функции в нём должны быть.
  • Сбытовая. В некоторых источниках её называют функцией продаж. Маркетолог делает всё, чтобы продавать больше: занимается ценообразованием, управляет ассортиментом, привлекает клиентов и управляет отношениями с ними. Например, собирает обратную связь и улучшает сервис по отзывам.
  • Функция управления. Это планирование, организация и контроль любой маркетинговой деятельности. Например, маркетолог разрабатывает стратегию продвижения на новом рынке, ищет подрядчиков, предоставляет им нужную для работы информацию и контролирует достижение KPI.

В некоторых источниках выделяют другие функции маркетинга. Например, инновационную — создать новый продукт и вывести его на рынок. Или формирующую — убедить покупателя в том, что продукт закрывает его потребности, и стимулировать купить его.

Какие цели ставят перед маркетингом

Глобальная цель маркетинга — принести как можно больше прибыли компании. Её можно сформулировать по-разному. Например, «отец» менеджмента Питер Друкер сформулировал её так: «Сделать усилия по сбыту ненужными. Так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Исходя из глобальной цели формируют стратегические. Филип Котлер перечисляет четыре «истинные цели маркетинга»:

  • достичь максимально возможного уровня потребления продукта;
  • достичь максимальной потребительской удовлетворённости;
  • предоставить пользователям самый широкий выбор;
  • максимально повысить качество жизни потребителей.

На практике маркетинг используют для достижения одновременно нескольких целей, которые перекликаются с вышеперечисленными. Например, увеличить долю рынка до 50%, создать благоприятный имидж компании, повысить рентабельность на 35%. Маркетинг — непрерывный процесс, поэтому цели меняются: когда достигают одной, ставят новую.

Какие виды маркетинга существуют и в чём разница

Есть много классификаций маркетинга. Рассмотрим некоторые из них.

В 1985 году Американская ассоциация маркетинга приняла официальную классификацию, в которой маркетинг делят на виды в зависимости от характера спроса. Вот они:

  • конверсионный — нужен при негативном спросе, чтобы исправить негативный имидж и сформировать положительный;
  • развивающий — его используют, чтобы предугадать спрос и создать под него подходящий продукт;
  • стимулирующий, задача которого — сформировать спрос, если он отсутствует;
  • поддерживающий — его используют в условиях стабильного спроса и конкуренции, чтобы уровень продаж не снижался;
  • ремаркетинг — если спрос угасает, его стимулируют, чтобы продукт не исчез с рынка;
  • демаркетинг — уменьшение спроса, когда он слишком высокий и компания не может удовлетворить его;
  • синхромаркетинг — нужен, чтобы стабилизировать спрос на продукт: например, если он сезонный;
  • противодействующий — снижение иррационального спроса на товары, негативно влияющие на общество: например, на табак и алкоголь.

Ещё одна популярная классификация, которую часто упоминают в учебниках, — по характеру и масштабу деятельности. Выделяют три вида маркетинга:

Массовый, или недифференцированный. Это маркетинг товаров широкого потребления: он направлен на достижение максимального охвата и не учитывает сегментацию целевой аудитории. Простыми словами — это маркетинг «для всех».

Дифференцированный. Он ориентирован на несколько сегментов целевой аудитории. Для каждого сегмента создают отдельный продукт или адаптируют маркетинговые стратегии.

Концентрированный. Это маркетинг, ориентированный на один сегмент целевой аудитории. Его цель — максимально закрыть потребности покупателей.

Последняя классификация, о которой мы расскажем, — по типу потребителя. Выделяют три вида маркетинга:

  • B2B — его используют в бизнес-модели, когда одна компания продаёт продукт другой компании.
  • B2C — когда компания продаёт продукт конечному потребителю.
  • B2G — когда компания продаёт продукт государственным учреждениям.

Какие инструменты используют в маркетинге

Инструментов маркетинга много. Начнём с самых распространённых — их упоминают чаще всего, когда говорят о маркетинге. Это контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM, email-рассылки, реклама в СМИ и наружная реклама.

Исследователи и маркетологи классифицируют инструменты маркетинга на группы по разным признакам. Для примера приведём две классификации.

Существует концепция 4P, или маркетинг-микс: её предложил американский маркетолог Джером Маккарти. Она предполагает, что есть четыре «кита» маркетинга: товар, цена, место продажи и продвижение. У каждого «кита» свои инструменты:

  • чтобы создать востребованный товар, маркетологи работают над ассортиментной матрицей, упаковкой, торговой маркой, гарантиями;
  • чтобы предложить конкурентноспособную цену, разрабатывают ценовую стратегию, скидки и акции;
  • чтобы продавать продукт в подходящих местах, используют логистику, мерчандайзинг, управление запасами;
  • чтобы продвигать продукт, подключают рекламу, PR, стимулирование сбыта.

Существуют другие версии концепции — 5P, 6P и так далее. Они тоже разделяют маркетинг на несколько «составляющих» и предполагают, что у каждого элемента — свои инструменты.

В середине прошлого века в Procter & Gamble из-за казуса возникло разделение инструментов на ATL и BTL. ATL в буквальном переводе означает «над чертой», BTL — «под чертой».

К ATL относят все массовые средства рекламы, то есть инструменты, которые позволяют получить максимальный охват без персонализации сообщений. Это наружная реклама, реклама на телевидении и радио, охватная реклама в интернете.

К BTL относят инструменты, которые позволяют коммуницировать с узкой целевой аудиторией. Это контекстная и таргетированная реклама, SMS-рассылки, программы лояльности, участие в отраслевых мероприятиях и другие.

Какими бывают стратегии маркетинга

Маркетинговая стратегия — план действий по продвижению продукта и увеличению прибыли компании. Стратегия всегда уникальна: каждая компания разрабатывает свою в зависимости от целей, ассортимента, особенностей ниши, целевой аудитории.

Компания может работать и без стратегии, но тогда маркетинг хаотичен и малоэффективен.

Исследователи выделяют разные классификации стратегий маркетинга. Например, есть глобальные, базовые и конкурентные. В каждой группе выделяют подгруппы стратегий — разберёмся в этом подробнее.

Глобальные стратегии представлены пятью видами маркетинговых стратегий:

  • интернационализация — выход на новые зарубежные рынки и укрепление позиций на них;
  • сегментирование — производство разных продуктов под все сегменты аудитории;
  • глобализация — выпуск продуктов по единым требованиям рынка;
  • диверсификация — создание максимально широкого ассортимента и освоение новых направлений;
  • кооперация — сотрудничество с другими компаниями.

Базовые стратегии предложил американский экономист Майкл Портер. В его классификации три типа стратегий:

  • лидерство по издержкам — сокращение расходов везде, где это возможно;
  • дифференцирование — создание уникальной отличительной черты;
  • фокусирование — фокус на лидерство в какой-то нише.

Конкурентные стратегии определяют, как компания будет работать с конкурентами. Различают четыре вида стратегий:

  • лидер — работать над тем, чтобы всегда опережать конкурентов;
  • следующий за лидером — следовать за лидером, искать его слабые места и в чём-то обгонять;
  • челленджер — менять цену на продукт, чтобы «пошатнуть» лидеров;
  • нишер — заходить на рынки, на которых нет лидеров.

Иногда к конкурентным стратегиям относят наступательную стратегию, стратегию удержания и отступательную стратегию. В первом случае компания стремится завоевать рынок, во втором — удержать позиции, в третьем — сама снижает долю рынка, потому что у неё не хватает ресурсов или её не устраивает результат.

Другие публикации по теме

Комплексный интернет-маркетинг для вашего бизнеса

8 800 1000 759

Телефон горячей линии

Instagram BIDUS DIGITAL Vkontakte BIDUS DIGITAL YouTube BIDUS DIGITAL Behance BIDUS DIGITAL