Что делает UX-дизайн эффективным, а что нет — разбираем на примерах
Насмотренность — один из ключевых навыков, который позволяет дизайнеру работать качественно и профессионально. В UX-дизайне нет конкретных правил, но общие ошибки выделить можно. В этой статье покажем на конкретных примерах, какие просчёты не стоит допускать в UX-дизайне и как их избежать.
Что может быть более раздражающим для пользователя, чем отсутствие подсказки, что элемент интерфейса кликабельный? Плохая навигация? Музыка на сайте? Навязчивые поп-апы? Ладно, согласимся, поп-апы всё-таки бесят больше.
Один из главных законов UX-дизайна заключается в том, что пользователь любого цифрового продукта на любом устройстве должен без труда отвечать на три вопроса:
Если убрать любые визуальные признаки ссылок с элементов интерфейса, то обнаружить их интерактивность можно только эмпирически, то есть наведя курсор на объект (тогда он из стрелки превратится в палец). Вряд ли пользователь захочет играть в Шерлока Холмса — он просто уйдёт.
Плохой пример: сайт архитектурно-строительного бюро Lazor Office
Попадая на главную страницу, вы видите меню и большую картинку без опознавательных надписей. При этом через несколько секунд вы поймёте, что она не статичная: это слайдер. Наведя на него курсор, увидите, что стрелка изменилась, — и по клику попадёте на страницу проекта дома. В этом элементе на сайте допущено сразу три грубых ошибки: нет признаков ссылки и элементов управления слайдером, а картинки меняются слишком быстро.
Хороший пример: студия архитектурного дизайна Pellizari
На главной странице вас встречает приветственный экран с тезисом о главной архитектурной ценности, которой следует компания. Рядом — лаконичное перечисление услуг. По скроллу появляются основные проекты компании, подробно о которых можно почитать, кликнув на изображения. На этом сайте все элементы-ссылки расположены последовательно и становятся интерактивными при наведении. Поэтому пользователю очевидно, с какими элементами он может взаимодействовать на странице и куда они приведут.
Предсказуемость — ещё одно свойство хорошего интерфейса. Взаимодействуя с элементами в цифровой среде, мы хотим чётко понимать, какими будут последствия наших действий. Например, предсказуемость кнопки с текстом «Продолжить» явно ниже, чем «Оплатить 1200 ₽». Чувствуете разницу? За эту область отвечает UX-копирайтинг.
Плохой пример: мессенджер WhatsApp
Наверное, одна из самых громких UX-ошибок принадлежит WhatsApp. Вы когда-нибудь удаляли сообщения в нём? Скорее всего, вы уже поняли, о чём речь. Вопреки здравому смыслу после нажатия на кнопку «Удалить у всех» текст сообщения заменяется на фразу «Это сообщение было удалено».
Но в мире UX-дизайна не должно быть двойных смыслов. Если кнопка называется «Удалить у всех», то она должна действительно удалять сообщение у всех участников чата. А по факту мы видим превью, которое уведомляет нас о том, что сообщение заблокировано. Возникает диссонанс. Логика восстановилась бы, если изменить текст кнопки на «Скрыть содержимое у всех». Тем временем уведомление, остающееся в чате, всё равно только привлекает внимание собеседника к содержимому. А это противоречит изначальному желанию пользователя его скрыть.
Но можно рассмотреть этот момент с точки зрения безопасности. Часто удалённые сообщения содержат ценную информацию, которая может пригодиться для разрешения конфликтных ситуаций. Этот сценарий можно учесть, добавив grace period (льготный период) — время, за которое сообщение можно удалить, не уведомляя собеседника. Например, в течение нескольких часов после отправки.
Чтобы не допускать подобных ошибок, стоит изучить UX-копирайтинг — сейчас это важный навык для дизайнера интерфейсов. Подпишитесь на тематические Telegram-каналы, чтобы освоить эту область знаний и не быть как создатели WhatsApp: lil words make magic и Плавучая Редакция.
Хороший пример: мессенджер Telegram
Кстати, в Telegram вы действительно можете удалить сообщение безвозвратно у всех участников беседы и в любой момент. Любопытно, что изначально здесь был grace period — 48 часам, но впоследствии компания от него отказалась.
Анимация — отличная возможность для дизайнера улучшить пользовательский опыт, так как она помогает быстро считывать суть элемента. Например, если вы наводите курсор на карточку и она увеличивается — вам понятно, что на неё можно нажать. Но UX-дизайнерам важно не переходить грань, когда анимация начинает отвлекать.
Стоит изучить целевую аудиторию и понять контекст взаимодействия с сервисом. Если вы зашли в банковское приложение, чтобы быстро найти ближайший банкомат, то вряд ли захотите видеть прыгающую анимацию во время загрузки адресов. А вот карта, которая плавно подгружается, успокоит и создаст ощущение, что информация вот-вот появится.
Плохой пример: сайт диджитал-агентства eDesign
Один из неочевидных минусов анимации в том, что она существенно замедляет загрузку сайта. Если ресурс грузится дольше пяти секунд, большинство пользователей его закроют. На сайте агентства анимацию добавили практически к каждому элементу. В результате увидеть страницу быстро не получится, а когда это наконец случится — от чтения будут так сильно отвлекать движущиеся объекты и элементы, что захочется поскорее уйти. Не повторяйте эту ошибку! 🙂
Хороший пример: Plink — приложение для удобного создания платёжных ссылок
Идеальный пример того, как анимация улучшает пользовательский опыт. Вместе с красивыми иллюстрациями на этом лендинге она создаёт ощущение бесшовного повествования. Всё настолько органично, что вы не замечаете, как пролистали сайт до конца. Согласитесь, этого добиться непросто.
Эта ошибка — самая нежелательная в UX-дизайне. Есть понятие «белое пространство» (white space) — это незаполненные области в интерфейсе. Зачем дизайнеру намеренно создавать такие пустоты? Всё просто: только так мы можем выделять и считывать объекты. Вспомните пословицу про иголку в стоге сена: найти нужный предмет среди множества других сложно.
Многим заказчикам и менеджерам кажется, что пустое пространство «простаивает», а ведь там можно разместить столько всего… ненужного. Но сейчас пользователи уже не читают текст — они просматривают экран крупными блоками, у них нет времени разглядывать каждый пиксель. На это повлияла привычка скроллить, скроллить и ещё раз скроллить. Так что дизайнеры обязаны учиться работать с «белым пространством» и на примерах демонстрировать клиентам, почему оно полезно интерфейсу.
Информационно перегруженными чаще всего получаются сайты госучреждений, интернет-магазины и форумы. Справедливости ради, некоторые продукты сами по себе подразумевают «перенасыщенный» дизайн — например, новостные порталы. Раньше люди читали газеты, где на паре страниц было размещено столько информации, что хватало на целую поездку в метро. Этот паттерн сохранился и перешёл в digital, поэтому нам комфортно даже на перенасыщенных новостных сайтах. Но это скорее исключение, чем правило.
Плохой пример: сайт фотостудии Fusion
На главном экране мы видим сразу три акцентных блока, огромное текстовое описание студии, перенасыщенное меню, а также неприятный зеленый цвет ссылок. Заходя на подобные сайты, пользователи мгновенно забывают о цели визита и начинают хаотично перемещаться по сайту в попытке понять его содержание. А ведь всего лишь нужно добавить пространство!
Хороший пример: сайт фотостудии Illuminate
Когда попадаешь на главную страницу студии, не возникает никаких вопросов. Нас встречает крупным планом фотография интерьера одной из студий, а также лаконичное меню. Оно закрепляется при скролле и не отвлекает на себя внимание. Цветовой минимализм, контраст элементов и правильные расстояния между блоками сделали своё дело — сайт получился удобным и красивым.
Продумывая навигацию, UX-дизайнер решает непростую задачу. Именно на этапе проектирования меню закладывается вся структура сайта. Проектирование навигации сложно тем, что нужно сначала структурировать данные, а затем сжать их до понятных пользователям категорий.
Хорошая навигация должна отвечать нескольким требованиям:
Плохой пример: русская версия сайта Samsung
Разделение меню на две части не только не несёт в себе никакой ценности, но и путает пользователя. Также по какой-то причине один из разделов меню набран на английском, что сильно сбивает с толку. Помимо этого, меню не закрепляется при скролле, что является довольно серьёзной UX-ошибкой. Samsung, ну как так?
Хороший пример: сайт мастодонта минимализма — Apple
Стоит ли что-то комментировать? Запутаться на сайте Apple не сможет даже самый неопытный пользователь — навигация проработана идеально. Лаконичное, контрастное, легкое меню отображает разделы сайта по иерархии продуктовой линейки Apple. Корзина расположена в привычном правом углу, удобно работает поиск, а также меню фиксируется по скроллу. Как всегда, Apple на высоте.
На этом всё — мы рассмотрели важнейшие отличия хорошего UX-дизайна от плохого. Понравилась ли вам статья? Делитесь мнением в комментариях — какие темы раскрыть в будущих материалах? Может, покажете ещё примеры сайтов с неважным или классным UX-дизайном?
Рубрика: Дизайн
Дата публикации: 28 января 2021
Дата обновления: 10 апреля 2023
Автор: Дарья Калинина
Статистика: 15929 просмотров
Экономят время, а иногда и деньги
Дизайн 1 год назадРассказываем на примерах о minimum viable product и том, как его создают
Дизайн 1 год назадЧем занимаются UX-аналитики, где учатся и сколько получают
Дизайн 1 год назадКомплексный интернет-маркетинг для вашего бизнеса